Unitas.ru

Сантехника водопровод
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаговое напряжение

Шаговое напряжение

Шаговое напряжение – это разность потенциалов (напряжения) на участке в токовой цепи. Показатель шагового напряжения зависит от силы тока и удельного сопротивления почвы. Он представляет собой расстояние (разность потенциалов) между двух ног человека. Величина шагового напряжения используется при создании зануления и заземления, измерении опасности в местах аварий. На значение влияет форма кривой напряжения.

Возле упавшего провода находящегося под напряжением, возникает область рассеивания электричества. На расстоянии от 20 метров до места падения провода, напряжение может не ощущаться, плотность тока становится минимальной.

Опасное для жизни шаговое напряжение наблюдается в местах падения электрического провода высокой мощности на голый грунт. К этому объекту запрещается приближаться на расстояния менее 8 метров. Угроза присутствует и на расстоянии одного метра от заземлителя (металлоконструкции труб, забор из арматуры). Человек рискует, стоя в месте растекания шагового напряжения прикоснуться к металлокострукциям (естественному заземлителю). Опасность кроется в поражении нервной системы – возникают судороги и падение человека на землю.

Действие шагового напряжения прекращается, но внутри тела возникает новый путь электричества. Ток протекает от рук к ногам, в результате возникает реальная угроза смерти. При попадании в такую ситуацию человек должен выходить с опасной зоны гусиным шагом. Минимальное расстояние между ногами – это залог безопасности и благополучного выхода.

Угроза исчезает через 20 метров от источника напряжения высокого потенциала. Категорически запрещается выпрыгивать из области действия высоких потенциалов. При падении на конечности уровень шагового напряжения возрастет, после чего человека ждет смерть.

Зачем соблюдать дистанцию между розеткой и газовой трубой

Обычно электрическая розетка переменного тока в 220 вольт для питания электроприборов и газовые трубы располагается в непосредственной близости на кухне или в месте подключения газового отопительного котла индивидуального дома. Типичная неисправность электрической розетки — ослабление крепежных винтов на клеммной колодке в процессе эксплуатации, в результате чего провод отходит от контактной пластины на небольшое расстояние и между ними может появиться искра.

Если в это время из газопровода по каким-либо причинам происходит длительная утечка газа, то при достижении им определенной концентрации после попадания в зону искрения может произойти взрыв. Аналогичную опасность представляет искрение не только в розетке, но и в разрыве электрических проводов, подключаемых электрических приборов, щитков, размещаемых рядом с газопроводной трубой.

Понятно, что чем ближе прокладка электрических линий относительно газовых трубопроводов, тем большую угрозу взрыва представляет сочетание таких неблагоприятных факторов, как искрение и утечка газа.

Пример расположения кухонной розетки

Рис.2 Пример расположения кухонной розетки с учетом безопасного расстояния до газопроводных стояков

Читайте так же:
Розетка от выключателя или наоборот

Почему вертикальные заземлители нельзя располагать близко друг к другу?

вертикальные заземлители небольшой длины

При использовании вертикальных заземлителей небольшой длины (порядка нескольких метров) для обеспечения необходимого заземления в землю устанавливают несколько штырей, которые соединяют между собой параллельно. Естественно, поскольку такой массив занимает определённую площадь, возникает соблазн сэкономить пространство и разместить штыри ближе друг к другу. Но, на самом деле, этого не следует делать — есть определённое расстояние, ближе которого размещать штыри друг относительно друга не следует. О том, чему равно это расстояние и почему слишком близко расположенные штыри — это плохо, пойдёт речь в данной статье.

Взаимное экранирование электродов

В том случае, если два электрода (штыря) находятся на бесконечно большом расстоянии друг от друга, то при их параллельном соединении идеальным проводником с нулевым сопротивлением общая проводимость такого заземлителя относительно земли будет равна сумме проводимостей обоих штырей относительно земли (напомним, что проводимость — это величина, обратная сопротивлению). Данное правило может быть обобщено и на большее количество электродов, тогда суммируются их проводимости.

Но что мы будем наблюдать, если расстояние между параллельно соединенными электродами меньше их длин или сопоставимо с ними? Проводимость такого заземления будет меньше суммы проводимостей двух отдельных штырей относительно земли. Такое явление называется взаимным экранированием электродов. В свою очередь, оно обусловлено так называемым отталкиванием токов.

Основным фактором, определяющим электропроводность почвы, является наличие в ней влаги, в которой растворены соли. В результате получается электролит. При прохождении электрического тока через электролит положительные ионы движутся к отрицательному электроду (катоду), отрицательные ионы — к положительному электроду (аноду). Например, при использовании электродов из меди они будут выполнять роль анода. При этом, поскольку электроды соединены между собой проводником с низким сопротивлением, потенциалы на них относительно земли будут практически одинаковы.

Ионная проводимость в электролите

Ионная проводимость в электролите

Ионная проводимость в электролите

Электрический ток связан с физическим переносом ионов. При близком расположении электродов одноименно заряженные ионы будут отталкиваться, что уменьшит интенсивность их движения. Это и есть явление отталкивания токов. В итоге оно уменьшает общую проводимость системы из параллельно соединенных электродов.

Определение минимального расстояния между вертикальными заземлителями

Слишком большое расстояние между вертикальными электродами — это не только нерациональное использование земли, но и большая длина проводов, соединяющих электроды. Чем длиннее провода, тем выше их сопротивление. С другой стороны, если мы размещаем штыри слишком близко друг к другу, это снизит их эффективность. Отсюда следует, что должен быть некий оптимальный диапазон значений расстояния между вертикальными электродами заземления, в пределах которого обеспечиваются наилучшие технико-экономические показатели.

Читайте так же:
Электрический автоматический выключатель tdm

Защита сооружений от попадания молнии — крайне ответственная задача, поэтому для нее параметры заземления, состоящего из нескольких электродов, жестко прописаны, в том числе и расстояние между электродами. К примеру, согласно действующей Инструкции РД 34.21.122-87, п. 2.2 для отдельно стоящих молниеотводов приемлемым является «искусственный заземлитель, состоящий из трех и более вертикальных электродов длиной не менее 3 м, объединенных горизонтальным электродом, при расстоянии между вертикальными электродами не менее 5 м».

При использовании заземления только для обеспечения безопасности эксплуатации электрических установок, целевым показателем является достижение нужного сопротивления заземления. Методика расчета на основании так называемого коэффициента использования приведена здесь. Чем выше значение коэффициента использования, тем заземление эффективнее. Следует отметить, что значение коэффициента использования зависит не только от расстояния между электродами, но и от количества электродов, а также от топологии их размещения (при одном и том же минимальном расстоянии между электродами расположение их в ряд дает больший коэффициент использования, чем при размещении в виде замкнутого контура).

Электричество установки заземления, часть подземного металлического каркаса

Электричество установки заземления, часть подземного металлического каркаса

Размещение электродов по замкнутому контуру более удобно с точки зрения использования пространства, но при этом несколько снижается эффективность заземления по сравнению с электродами, расположенными в ряд

Эксперименты показали, что взаимное экранирование параллельно соединенных вертикальных электродов в земле наблюдается на уровне, оказывающим влияние на свойства заземления, при расстоянии менее 2,2L, где L – длина электрода. Дальнейшее увеличение расстояния между электродами не дает уже ощутимой выгоды. С другой стороны, при расстоянии между электродами, не превышающим 0,033L, добавление новых электродов не уменьшает сопротивление заземления.

Выводы

В реальности сопротивление заземления меняется в широких пределах в зависимости от времени года и погодных условий. Поэтому на практике для многоэлектродных вертикальных заземлителей часто используют эмпирическое правило — расстояние между электродами должно составлять не менее длины одного электрода. Максимальное значение расстояния, чтобы заземление не было слишком громоздким и дорогим — удвоенное значения длины электрода. Поскольку длина электродов для многоэлектродного вертикального заземления обычно составляет 3 — 5 м, нормы Инструкции РД 34.21.122-87 в диапазон 1 — 2 длины электрода вполне укладываются.

Расстояние от светильников (п.п. 6.6.36, 6.6.37)

Требование о минимальном расстоянии 0,5 м от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников заменено на минимальное расстояние от извещателей до выступающих на 0,25 м и менее от перекрытия строительных конструкций или инженерного оборудования должно составлять не менее двух высот этих конструкций или оборудования (рис. 4). Таким образом, расстояние до не выступающих светильников регламентироваться не будет, т.е. на врезные светильники при расстановке извещателей можно будет не обращать внимание.

Читайте так же:
Накладной выключатель для мебели сенсорный jet

rasstanovka4.png

Рис. 4. Расстояние извещателя до балки

Расстояние от извещателей до инженерного оборудования и до строительных конструкций, выступающих от перекрытия на расстояние более 0,25 м, а так же до стен должно быть не менее 0,50 м. Причем указано, что расстояние между извещателем и объектом, препятствующим распространению дымовых и тепловых потоков в помещении (балки, выступы, оборудование инженерных систем, выступающие светильники, вентиляционные отверстия и т.п.) следует измерять по кратчайшему пути от центра извещателя до ближайшей точки объекта.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1–3 категорий остановки противоположных направлений располагают строго напротив друг друга. Два остановочных пункта разделяет пешеходный переход. Смещение между остановками не предусмотрено. Подобное решение удобно и для пассажиров, и для водителей автомобилей, которые движутся по трассе.

Стоянка в городе

В городах остановки противоположных направлений разрешено ставить только со смещением. Расстояние между зонами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса подъезжают одновременно, они не создают пробку и не закрывают обзор для пешеходов и водителей. Данное расстояние между станциями следует выдерживать строго по нормативам.

В черте города автобусные остановки должны быть расположены на расстоянии от:

  1. Въезда на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайшего пешеходного перехода через дорогу: до 500 м.
  3. Объектов массового посещения (ТЦ, кинотеатров, музеев и т. д.): до 250 м.
  4. Образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов и т. д.): до 500 м.
  5. Поликлиник, больниц и других медицинских учреждений: до 150 м.
  6. Въезда на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходных в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах – не более 800 м).
  8. Главного входа в парк, зону массового отдыха или занятий спортом: не более 800 м.

Исключение из общих правил делается для автобусов, идущих по экспресс-маршрутам. Они могут останавливаться с интервалом 800–1200 м.

Нормы для троллейбусов и трамваев

Проектирование трамвайных и троллейбусных линий регламентирует СНиП 2.05.09-90. По этому документу расстояние между двумя остановочными пунктами не регламентируется.

Остановка в деревне

На практике для трамваев и троллейбусов используют нормы, разработанные для автобусов: 400–600 м.

На маршрутах скоростных трамваев и экспресс-автобусов интервал увеличивается до 800–1200 м.

Читайте так же:
Не подписаны выключатели пуэ

Троллейбусная остановка в городе может располагаться вплотную к автобусной остановке. Это удобное решение для организации пересадки. Средняя дистанция между 2 остановочными пунктами на одном маршруте (статистика по Москве):

  • в центре города: до 250 м;
  • в густонаселенных спальных районах: 250–350 м;
  • на периферии, в промзоне: 350–500 м.

Городская остановка трамвая должна располагаться посередине дорожного полотна. Монтаж павильона посреди проезжей части не допускается. Посреди дороги могут быть островки для пассажиров, ожидающих транспорт. Крытый павильон станции размещается только на тротуаре.

Остановка для трамвая

Станции метро

Ответ на вопрос, какое минимальное расстояние между станциями метро, регламентирован СНиП. По нормативам длина перегона должна составлять от 1000 до 2000 метров. Но в районах исторической застройки это правило может нарушаться.

В Москве минимальная удаленность между станциями метрополитена – 496,8 метра, а максимальное расстояние – 3,413 метра. В этой статистике не учитываются станции, которые совмещены как пересадки.

Место для станций метро выбирают с учетом застройки города, интенсивности пассажиропотока, структуры земли.

Станции электричек

На железной дороге в черте города расстояние между двумя станциями должно быть 1500–2000 м. Дистанция от платформы до остановки общественного транспорта не должна превышать 150 м.

Какими бывают пешеходные переходы

Участок дороги, выделенный под пешеходную зону, обозначают разметкой или специальными дорожными знаками. Они показывают, что пересекать улицу в этом месте безопасно и разрешено законом.

В ГОСТах 52766-2007 и 32944-2014 определено несколько видов «зебр» для пеших участников дорожного и уличного движения:

  1. Нерегулируемые. Их делают на незагруженных автодорогах. Светофор не работает, может вообще отсутствовать.
  2. Регулируемые. Оснащены работающими светофорами.
  3. Диагональные. Находятся на перекрёстках, чтобы люди смогли перейти улицу наискось. На таких переходах нанесена чёткая разметка, есть светофоры, работающие в штатном режиме.
  4. Внеуличные. Наиболее безопасны для пешеходов и пассажиров транспортных средств. Созданы для того, чтобы разгрузить трассу. Водителям не надо останавливаться, чтобы пропустить людей.

Переходы могут быть подземными, наземными и мостовыми.

Расстояние между пешеходными переходами в городе

В городах страны обустраивают, в основном, наземные и подземные пешеходные зоны. Первые – это привычные «зебры», цель которых – обеспечение безопасного передвижения пешеходов с одной стороны дороги на другую.

Участки для них в городах обозначают светофорами и знаками, хотя бывают нерегулируемые «зебры». Участники дорожного движения осуществляют переход тогда, когда транспортные средства останавливаются перед разметкой.

Для выделения пешеходных зон используют световую анимацию, шумовые полоски, лежачие полицейские, знаки со светоотражающим эффектом, жёлтое мигающее освещение, кнопки на светофорах, при нажатии на которые вскоре загорается зелёный свет.

Читайте так же:
Что значит фидерный выключатель

пешеходный переход в городе

Подземные переходы обустраивают там, где разместить надземный невозможно. Но такие объекты обходятся дорого, поэтому их делают только на участках с большим потоком транспортных средств.

  1. По возможности располагают на линии траектории перехода.
  2. Допустимы отклонения не больше чем на 10 метров.
  3. На перекрёстках или на главном направлении дороги переходы для пешеходов располагают поближе к перекрёстку.
  4. На второстепенных дорогах – не менее 5 м от перекрёстка, а за их пределами и при отсутствии остановок – до 50 метров.
  5. В нерегулируемых местах зоны для пешеходов обустраивают в 125 метрах от светофора или после него. В населённых пунктах этот параметр сокращается.
  6. По ночам участки на дорогах освещаются ярко.
  7. Не заслоняются и не закрываются деревьями, рекламными щитами, кустами.

На многополосных дорогах за пределами уличных переходов должны быть ограждения длиной 20 и более метров. Их размещают в обе стороны от переходов на разделительных полосах.

Пешеходные переходы на большом перекрестке

Расстояние между пешеходными переходами в населённых пунктах

По ГОСТу Р 52766-2007 максимальное расстояние между пешими зонами в населённых пунктах составляет не меньше 200 и не больше 300 метров.

За пределами населённых пунктов такие зоны делают рядом с общественными заведениями, чтобы они просматривались с двух сторон дороги. Расстояние – 150 метров и больше.

В городах и жилых пунктах протяжённостью меньше 500 метров расстояние между разными пешеходными переходами составляет 100-150 метров. Этих зон должно быть не больше двух.

Если ширина проезжей части больше 15 метров, пешеходные зоны оборудуют «островками безопасности».

Проезжая часть

Расстояние между знаками пешеходного перехода

Согласно стандарту 52289-2004 рядом с переходом не должно быть рекламных щитов, плакатов, кустов и деревьев, которые не позволяют водителю автомобилей видеть дорожный знак и светофор.

Предупреждение о пешеходном переходе

Минимальное расстояние между знаками «Пешеходный переход» (5.19.1. и 5.19.2.) и границей перехода не должно превышать 1 м. Знаки размещают справа и слева от дороги/тротуара.

Тот же принцип распространяется при расчете расстояния от трансформаторной подстанции до автостоянки. В этом случае при завершении монтажных работ на КТП вешают таблички, где указывают расстояние, которое должен соблюдать автовладелец, когда оставляет автомобиль возле подстанции. Самое наименьшее расстояние от опоры до КТП составляет 5 м, однако необходимо ориентироваться, прежде всего, на схему установки ТП.

Если при установке КТП соблюдать все соответствующие ПУЭ требования, то она не будет создавать практически ни какой опасности для окружающих.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector