Unitas.ru

Сантехника водопровод
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы включения лампы накаливания

Схемы включения лампы накаливания

Доброго времени суток посетители Сайта Электрика. В сегодняшней статье поговорим о схемах включения ламп накаливания.

Ранее я уже писал статью: устройство и принцип действия лампочек накаливания. Если кому-то интересно, то переходите по ссылке и почитайте её.

Хоть обычные лампы накаливания уже меньше используются в быту, так как есть более энергоэффективные, например: светодиодные. Но многие люди и предприятия нежелающие покупать более дорогие и дальше продолжают использовать лампочку Ильича. Поэтому данная статья имеет место на моём ресурсе.

Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как устроено и применяется реле

К ак известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать. Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий. Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

1

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

2

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

005

006

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Читайте так же:
Подключение люстры 2 лампы один выключатель

007

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности. Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей. Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

008

009

010

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата. В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

011

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

012

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Читайте так же:
Мощность тока при последовательном соединении лампочек

013

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

014

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

015

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

3

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Читайте так же:
Распределительная коробка розетка выключатель лампа

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

4-1

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

5

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Схемы китайской гирлянды на светодиодах «лиана»

схема китайской гирлянды лиана

схема китайской гирлянды одна строчка

Другая популярная китайская гирлянда — типа «лиана». 20 строчек светодиодов переключаются по единому алгоритму, кроме одного — когда вся штора светодиодов медленно гаснет с одного края до другого и также медленно включается. Посмотрим, как можно добиться такого эффекта.

Схема китайской гирлянды основана на неравноценности светодиодов в цепи. В двух лианах 56 диодов с напряжением включения 140 В, а в трех других — 84 светодиода с напряжением 200 В. Эффекта медленного включения добиваются изменением времени включения тиристоров.

Подсветка пола: нюансы выбора (22 фото)

Подсветка пола: нюансы выбора (22 фото)

В большинстве случаев подсветка пола ассоциируется с большими магазинами, с праздником или сложными дизайнерскими решениями. Но на самом деле место для неё найдется и в самой обычной квартире — она пригодится, если нужно:

  • обеспечить эффектное очевидное зонирование;
  • обеспечить мягкий рассеянный свет для ночной подсветки;
  • выделить отдельные детали интерьера и отвлечь внимание от других.

Однако чтобы подсветка пола в квартире смотрелась хорошо и функционировала нормально, нужно приложить немалые усилия к выбору и для начала разобраться, какие аспекты важны, на что стоит обратить внимание.

Читайте так же:
Поставить выключатель для светодиодной лампочки

Светодиодная подсветка полаСветодиодная подсветка пола Светодиодная подсветка пола на кухнеСветодиодная подсветка пола на кухне

Шаг первый: определить место расположения

Оттого, где именно будет подсвечен пол, зависят многие важные нюансы.

Ванная

Подсветка пола в ванной может выглядеть чрезвычайно эффектно и создавать приятную уютную атмосферу, но при этом обязательно, чтобы светильники были нечувствительны к влаге и колебаниям температуры. Хорошо если они будут сделаны из пластмассы, а не из стекла.

Светодиодная подсветка пола в домеСветодиодная подсветка пола в доме Голубая подсветка пола на кухнеГолубая подсветка пола на кухне

Прихожая

Здесь декоративная подсветка может как скрыть неправильность формы помещения, так и подчеркнуть её. При этом важно, чтобы светильники были стойки к влаге (обувь зимой и осенью без неё не обходится) и механическим повреждениям.

Подсветка пола в коридореПодсветка пола в коридоре Подсветка пола на кухнеПодсветка пола на кухне

Детская

Здесь светильники для подсветки пола могут быть особенно уместны — их мягкий рассеянный свет лучше влияет на глаза и создает более расслабленную атмосферу, чем свет обычной лампы. Главное — все коммуникации должны быть скрытыми, чтобы ребенок не мог до них добраться.

В какой бы комнате ни была сделана светодиодная подсветка пола, она должна быть также стойкой к огню во избежание пожара, надежно изолированной во избежание удара током и не выделяющей ничего вредного в окружающую среду.

Подсветка пола в интерьере кухниПодсветка пола в интерьере кухни Подсветка пола в интерьере квартирыПодсветка пола в интерьере квартиры

Распиновка бывает разной, многое зависит от наушников. Блоки имеют от 2 до 4 элементов, каждая часть передает свой сигнал. Например, соединительный блок имеет 2 элемента, он снабжен одним проводом, который предназначен для микрофона.

Если есть 3 элемента, то присутствуют 3 провода:

  • правый;
  • левый;
  • общий.

В гарнитуре 1-й канал соединяют с правым наушником, 2-й канал – с левым, общий курирует фиксацию контактов.

Схема

К штекеру тянут кабель, в центре его разделяют на 2 провода, каждый идет к своему наушнику. Блок имеет 4 элемента. В подобной комбинации его дифференцируют на 2 вида. 1-й блок состоит из 4 проводов (чаще всего так бывает в телефонах, планшетах, плеерах). Каналы разделяют на левый, правый, общий и микрофон.

Все современные модификации телефонов оснащены штекерами, в которых 4 элемента (фиксируют с наушниками и микрофоном).

Распиновку делают по одинаковой схеме у таких аппаратов:

  • “Эппл”;
  • “Самсунг”;
  • “Леново”.

Если анализировать соединительный блок, то скомпонован он из нескольких элементов. Каждый из них подает импульс к своему каналу.

Схема с импульсным реле

Включение освещения с двух мест и более, может быть организовано при помощи так называемого импульсного реле. Такой вариант еще более прост в реализации.

Принцип работы импульсного реле

Прежде чем разбираться со схемой подключения такого реле, давайте разберемся, а как это, собственно говоря, работает.

Понимание процесса работы значительно облегчит подключение, и исключит вероятность ошибки:

  • Обычное реле имеет катушку и разомкнутый магнитопровод. При подаче напряжения на катушку, магнитопровод подтягивается и становится единым целым. К магнитопроводу жестко прикреплены контакты, которые при подтягивании магнитопровода тоже подтягиваются и замыкаются с неподвижными контактами. Если бы к этим контактам была бы подключена лампа, то она загорелась бы.
Читайте так же:
Провод от лампочки заряда аккумулятора

Упрощенная схема работы обычного реле

  • Но в обычном реле, как только исчезает напряжение на катушке, магнитопровод, а соответственно и контакты, возвращаются в исходное положение – отпадают. Соответственно наша лампа погаснет.

Импульсное реле

  • В импульсном реле все немного не так. При подаче напряжения на катушку, магнитопровод подтягивается и замыкает контакты. При этом контакты фиксируются в данном положении. Поэтому даже при исчезновении напряжения на катушке, они остаются в таком положении.
  • Для изменения положения контактов, необходимо вновь подать напряжение на катушку. Тогда контакты разомкнутся и зафиксируются в разомкнутом положении.

Обратите внимание! Мы описываем принцип действия электромагнитного импульсного реле. Существуют еще электронные, которые не имеют катушек и магнитопроводов. Их принцип работы во многом отличается, но конечный результат получается тот же.

  • Для подачи напряжения на катушку, инструкция советует использовать обычные кнопки — такие как на дверном звонке. Даже незначительного по времени нажатия обычно хватает для срабатывания реле. Обычно это время на порядок меньше одной секунды.

Кнопка для управления реле РИО-1

Кнопка для управления РИО-1 тыльная сторона

Но от кнопок питается только реле. Для подачи напряжения на лампы используется силовой контакт реле. Поэтому к нему необходимо подвести собственный фазный провод, который при замыкании контактов подаст напряжение на светильники.

Схема подключения импульсного реле

Для импульсного реле, схема управления освещением с двух мест или большего их числа, практически не отличается. Поэтому, если вам необходимо управлять освещением из трех, пяти или десяти мест, просто добавляете количество кнопок в схему.

  • Прежде всего давайте разберемся с подключением самого реле. Обычно оно имеет аж шесть контактов. Их название у разных производителей отличается. Поэтому мы будем вести рассказ на примере одного из наиболее распространенных реле – РИО-1.
  • Сначала давайте соберем его силовую часть. Для этого, от группового фазного провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту «11». При срабатывании реле контакт «11» замкнется с контактом «14». Поэтому, от последнего монтируем провод к нашим светильникам.

Схема подключения импульсного реле РИО-1

  • Для подключения светильников нам еще потребуется подключение нулевого и защитного провода. Их мы берем в распределительной коробке, и минуя любые коммутационные аппараты, подключаем к соответствующим контактам светильника. Подключение силовой части окончено.
  • Теперь подключаем управление реле РИО-1. В нашем случае для этого нам потребуется две кнопки. От группового фазного провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту номер один первой кнопки. От нее — к контакту номер 1 второй кнопки.
  • От контактов номер два второй кнопки, монтируем провод к контакту номер два первой кнопки. От этого контакта прокладываем провод к реле. Здесь подключаем его к контакту «Y» как на видео.

Схема импульсного реле

Но для создания цепи на катушке нам еще необходимо подключить ее к нулевому проводу. Поэтому, от группового нулевого провода в распределительной коробке, монтируем провод к контакту «N» реле РИО-1. На этом подключение окончено, и после подачи напряжения схема готова к эксплуатации. Согласитесь, в этом нет ничего сложного.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector