Unitas.ru

Сантехника водопровод
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРОСТЕЙШИЕ КОНСТРУКЦИИ ПО РАДИО — НА РАДИОЛАМПАХ

ПРОСТЕЙШИЕ КОНСТРУКЦИИ ПО РАДИО — НА РАДИОЛАМПАХ

Действие радиоламп основано на способности накаленного металла излучать электроны. Радиолампа представляет стеклянный баллон, в котором находятся электроды: нить накала (катод) и около него металлическая пластинка (анод).

Баллон укрепляется в цоколе, через который концы электродов выведены наружу и присоединены к ножкам для включения лампы в приемник. Схематическое изображение и общий вид простой радиолампы приведены на рисунке 17.

Схематическое изображение и общий вид простой радиолампы приведены на рисунке

Лампа, имеющая два электрода, называется диодом; эту радиолампу можно применять вместо кристаллического детектора. Имеются и другие типы радиоламп; в них имеется большее количество электродов. Это радио-лампы, у которых между катодом и анодом установлен еще один или несколько электродов; эти электроды называются сетками. Если радиолампа имеет одну сетку, то такую радиолампу называют триод, две сетки — тетрод и три сетки — пентод. Радиолампы, в которых имеются сетки, применяются для усиления радиосигнала, принятого антенной приемника.

Радиолампы не ввинчивают в патрон, как осветительные, а вставляют в специальную ламповую панельку. Разные радиолампы имеют неодинаковое число контактных ножек. Чтобы при включении лампы не перепутать ножек, в центре цоколя имеется ключ, обеспечивающий правильное включение лампы (рис. 18). Каждая ножка имеет свой номер: от 1 до 8. Считают номера ножек цоколя лампы от бородки ключа в направлении движения часовой стрелки; так же и на ламповой панельке. Вывод управляющей сетки у большинства ламп присоединяют к колпачку на баллоне лампы. Наименование лампы всегда обозначают цифрами и буквами на баллоне лампы. На рисунке 19 мы приводим образцы ламп, примененных в тех радиоконструкциях, о которых мы говорим дальше.

образцы ламп, примененных в тех радиоконструкциях

Содержание

Вакуумные электронные лампы с подогреваемым катодом

  • В результате термоэлектронной эмиссии электроны покидают поверхность катода.
  • Под воздействием разности потенциалов между анодом и катодом электроны достигают анода и образуют анодный ток во внешней цепи.
  • С помощью дополнительных электродов (сеток) осуществляется управление электронным потоком путём подачи на эти электроды различного электрического потенциала.

В вакуумных электронных лампах наличие газа ухудшает характеристики лампы.

Газонаполненные электронные лампы

Основным для этого класса устройств является поток ионов и электронов в газе, наполняющем лампу. Поток может быть создан, как и в вакуумных устройствах, термоэлектронной эмиссией, а может создаваться образованием электрического разряда в газе за счёт напряжённости электрического поля.

Устройство усиливающих электронных ламп, предусматривает наличие дополнительных электродов, расположенные между катодом и анодом. Функциональное назначение дополнительных электродов предполагает возможность управления потоком электронов в направлении от отрицательного электрода к положительному. Эти дополнительные электроды и носят название сеток.

Конструкция сеток электронных ламп представляет собой решетку, составленную из несущих элементов (траверс), на которые навита тонкая проволока или проволочная спираль.

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Читайте так же:
Провода с лампочками пнг

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

EHX 6L6

На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом "искристые". 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Читайте так же:
Определить ток насыщения в электронной лампе

Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.

Electro Harmonix EL34

Mullard EL34

EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые 🙂

Electro Harmonix EL84

Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Ламповый звук: правда или вымысел?

Усилители низкой частоты или просто усилители звука – самое известное современное применение радиоламп, которое к тому же вызывает много споров.

Доходит вплоть до «холиваров» между адептами лампового и транзисторного звука. Ламповый звук, как говорят, более «душевный» и «мягкий», его приятно слушать. В то время как транзисторный звук – «бездушный» и «холодный».

Чтобы дальше лучше понимать то, о чем тут написано, мы рекомендуем прочесть тематическую статью про звуки и их влияние на наши мозги.

Ничего не бывает просто так, и вряд ли такие споры и мнения возникали на пустом месте. В свое время вопросом, действительно ли ламповый звук приятнее для слуха, заинтересовались ученые. Было проведено довольно много исследований на тему отличий лампы от транзистора.

Читайте так же:
Ток лампочки напряжения график

По данным одного из них, ламповые усилители добавляют в сигнал четные гармоники, которые субъективно воспринимаются людьми как «теплые», «приятные» и «уютные». Правда, сколько людей, столько и мнений, поэтому споры до сих пор ведутся.

Часто спор – пустая трата времени. А вот студенческий сервис, наоборот, поможет сохранить ценные человеко-часы. Обращайтесь к нашим специалистам за качественной помощью в любой области знаний.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Смещение ламп выходного каскада

Напряжение смещения влияет на характер звука, правильную работу и срок службы ламп выходного каскада. Опытный пользователь может сам отрегулировать фиксированное напряжение смещения при замене ламп. В противном случае нужно доверить это дело специалисту. Рэндалл Смит из “Mesa Boogie” говорит: «за 12 лет активного ремонта гитарных усилителей одной из наиболее частых проблем является неправильная настройка Bias, либо его отклонение из-за вибрации».

Фиксированное смещение лампы Автоматическое смещение лампы

Что такое смещение (bias)

Лампа усиливает сигнал, поданный на её управляющую сетку. Она будет делать это при наличии на сетке более отрицательного напряжения относительно катода. Тем самым регулируется количество электронов, которые проникают сквозь сетку на пути от катода к аноду. Меняя напряжение на сетке, мы можем менять напряжение на выходе (аноде). Существует две разновидности смещения:

  • Резистор между минусом источника питания и сеткой лампы сам устанавливает оптимальное отрицательное напряжение. Сопротивление этого резистора подбирается индивидуально для каждой конкретной лампы. При автоматическом смещении на катодном резисторе рассеивается относительно большая мощность, которая могла быть отдана в нагрузку. В качестве компенсации приходится увеличивать напряжение питания выходных ламп, что приводит к снижению КПД.
  • Фиксированное смещение подразумевает одно и то же отрицательное напряжение, которое настраивается переменным резистором на определенную величину. Такой тип позволяет получить более высокую мощность в ущерб качеству звука. Напряжение может формироваться через отдельный выпрямитель и обмотку силового трансформатора, поэтому практически не зависит от величины анодного напряжения, как в случае с автосмещением.

Push-Pull усилители

Двухтактный выходной каскад, также известный как класс «В» или «АВ», способен обеспечивать достаточно серьезную выходную мощность, в отличие от однотакта (single ended). В таком каскаде одна лампа (или несколько включенных параллельно) используется для восходящей части волны, а другая – для нисходящей части исходного сигнала. Очень похоже на качели, проталкивающие ток в акустическую систему через выходной трансформатор. Для достижения максимальной эффективности фиксированный bias сделан крайне отрицательным, вплоть до того момента, когда лампы могут усиливать только положительную полуволну – это известно как смещение вблизи отсечки.

В чистом классе «В» проблемы начинаются при переходе сигнала через нулевое значение. Лампы по своей природе имеют нелинейную характеристику – в наибольшей степени это проявляется в драйверном каскаде. Здесь появляются искажения типа «ступенька» (crossover distortion), возникающие при переходе сигнала через «ноль». Степень отклонения от линейной зависимости характеризуются общим коэффициентом гармоник (Кг).

Лучший способ противостоять таким искажениям – сделать одновременное усиление в области нулевого значения. Другими словами, отрицательная полуволна начнет усиливаться в тот момент, когда сигнал находится в верхней части амплитуды. То же самое должно происходить и в обратном направлении. Чем идеальнее соблюдение этого правила, тем больше усилитель приближается к классу «АВ» и «А».

Настройка смещения ламп выходного каскада

Как убедиться в правильной настройке смещения? Нужно измерить напряжение на катодном резисторе, подсоединив плюсовой щуп мультиметра к катоду лампы, а минусовой – на общий провод (минус питания). Для 6П14П это значение равно -6,5 В, для 6П3С равно -14 В. В схеме с фиксированным смещением можно отрегулировать нужное отрицательное напряжение с помощью переменного резистора или подбором номинала постоянного сопротивления. Таким образом, устанавливается ток покоя оконечного каскада.

Читайте так же:
Подключение проходного выключателя для двух лампочек

При недостаточном напряжении смещения выходные лампы будут сильнее нагреваться и быстрее придут в негодность. От блока питания потребуется большая мощность, чем требуется.

При чрезмерно отрицательном напряжении смещения нелинейные искажения типа «ступенька» станут отчетливо слышны. Это также может повредить лампы тем самым образом, когда они используются в течение длительного времени без перерыва.

Особенно важен одинаковый ток покоя в лампах драйвера и оконечника. В противном случае на выходном трансформаторе будет дисбаланс по постоянному току. И усилитель не будет отдавать всю полезную мощность в нагрузку.

Ламповый усилитель 100 Вт на 6П3С

Возраст лампы и отклонения в смещении

Как известно, все лампы в процессе эксплуатации изнашиваются, начиная звучать блекло. Важным фактором в длительности эксплуатации является пропускная способность, или трансдуктивность. Она определяет силу тока, которую проводит лампа при заданном напряжении на управляющей сетке. Старые лампы со временем проводят меньший ток, нежели новые. Естественно, в процессе эксплуатации смещение может выходить из заданных значений, поскольку гитарные комбики подвержены также и механическим вибрациям.

Вот почему ламповые усилители нуждаются в небольшой профилактике хотя бы раз в 3-5 лет, и уж тем более после замены ламп.

Записки программиста

Ранее в этом блоге уже рассматривался детекторный приемник, приемник прямого преобразования, а также супергетеродин. Не хватает разве что регенеративного приемника. Сегодня мы заполним этот пробел, сделав очень простой регенератор на одной лампе, пентоде 12Ж1Л.

Краткий ликбез по радиолампам

Поскольку это мой первый проект с использованием радиоламп, уместно сделать соответствующее введение. Знатоки лампового дела могут спокойно пропустить данный раздел.

Прыгнем с места в карьер и рассмотрим выводы 12Ж1Л:

Выводы радиолампы 12Ж1Л

Предполагается, что мы смотрим на лампу снизу. Она имеет следующие выводы:

  • 1 и 8 — подогреватель / накал (heater);
  • 3 — анод (anode, plate)
  • 6 — катод (cathode);
  • 7 — первая / управляющая сетка (control grid);
  • 5 — вторая / экранирующая сетка (screen grid);
  • 2 — третья / защитная сетка (suppressor grid);
  • 4 — внутренний экран, здесь соединен с защитной сеткой;

Лампы классифицируют по количеству электродов. В данном случае их пять — анод, катод и три сетки. Поэтому лампа называется пентодом.

Принцип работы радиоламп следующий. На подогреватель подается постоянное напряжение. Он нагревается, подобно обычной лампе накаливания. За счет термоэлектронной эмиссии электроны покидают поверхность катода (6). Из-за разности потенциалов между андом и катодом электроны устремляются к аноду (3). Управление электронным потоком осуществляется изменением напряжения на сетке (или сетках) между анодом и катодом.

Это вкратце как работает триод — лампа, имеющая анод, катод и одну сетку. Примером простого триода является лампа 6С19П. Триод похож на биполярный транзистор, только управляется напряжением, а не током. Сеток может не быть, тогда лампу называют диодом. Такая лампа работает аналогично современному кремниевому диоду. Осталось только понять, для чего нужны еще две сетки.

Защитная сетка (2) служит для подавления вторичной электронной эмиссии (динатронного эффекта). Обычно эту сетку просто заземляют. С этого момента про лампу можно думать, как про тетрод. То есть, лампу, имеющую две сетки — управляющую и экранирующую.

Экранирующая сетка (5) добавляется для подавления эффекта Миллера. Сюда подается напряжение чуть меньше напряжения на аноде. Также экранирующая сетка замыкается по ВЧ на землю через конденсатор подходящего номинала. Данные манипуляции позволяет добиться большего усиления от одной лампы.

Fun fact! В статье Моя версия передатчика Tuna Tin 2 приводилась ссылка на ламповую версию TT2, разработанную Steve, WD8DAS. Обладая только что полученными знаниями, вы можете без труда разобраться в схеме TT2 на радиолампах.

Читайте так же:
Схема установки лампочек с выключателями

Иногда несколько ламп помещают в один баллон (корпус). В качестве примеров можно привести лампы 6Н2П и 6Ф12П. Тогда говорят, что эти лампы — соответственно «двойной триод» и «триод-пентод». Существуют и другие виды электронных ламп, но в рамках этой статьи мы их рассматривать не будем. Дополнительную информацию можно найти по приведенным выше ссылкам.

Принцип действия регенеративного приемника

Приемник будем делать по следующей схеме:

Схема регенеративного приемника на лампе 12Ж1Л

Схема впервые встретилась мне в статье «All Continents — a one tube shortwave receiver, operating on 12 volts and matched for 32 Ω headphones», написанной Klaus, DH3FAA для журнала SPRAT, выпуск 135 за лето 2008-го года. Статья приводится в книге «The Low Power SPRAT Book» на странице 74, где я ее и прочитал. Автор сообщает, что схема известна давно, и что он внес в нее лишь минимальные изменения.

Катушка представляет собой 20 витков на кольце T68-2 с отводом от второго витка. Еще два витка поверх основной обмотки (на схеме не показаны) служат для сопряжения с антенной. Такая конструкция обеспечивает гальваническую развязку и работает, как повышающий трансформатор.

Приемник по сути является усилителем с положительной обратной связью (регенерацией). Обратная связь осуществляется через отвод катушки, соединенный с катодом, а также регулируется напряжением на экранирующей сетке. Как результат, часть усиленного сигнала возвращается на вход усилителя, снова усиливается, и так много-много раз. Это позволяет добиться большого усиления (мы говорим про 60+ dB) при использовании всего лишь одной лампы. В этом и состоит идея регенеративного приемника.

За счет LC-контура обратная связь возможна только на резонансной частоте. Этот же контур определяет принимаемую частоту.

Для согласования импеданса обычных наушников с высоким импедансом анода служит понижающий трансформатор. В его роли используется маломощный трансформатор для преобразования сетевого напряжения 220 В в 6 В.

Конденсатор 330 пФ в левой части схемы пропускает ВЧ сигнал на управляющую сетку. Его импеданс должен быть низким на частоте несущей и высоким на частоте модулирующего сигнала. Резистор 100 кОм предотвращает накопление заряда на конденсаторе. Зависимость тока на управляющей сетке от напряжения является параболической. В сущности, управляющая сетка и катод здесь работают в роли диода. С импедансом наушников и вторым конденсатором 330 пФ получаем схему, аналогичную той, что ранее была описана в статье о детекторном приемнике.

Конкретная реализация

В моем исполнении приемник получился таким:

Самодельный ламповый регенеративный приемник

Внутренности регенеративного приемника на пентоде 12Ж1Л

Лампа, панелька для нее, редуктор для КПЕ и трансформатор были найдены на Avito и eBay. КПЕ на 12-365 пФ тот же, что использовался в детекторном приемнике, а затем в аналоговом телеграфном QRP трансивере. Редуктор к нему чуть-чуть не подходил. Это было исправлено при помощи пары витков изоленты на оси КПЕ.

Схема заработала с первого раза и не требовала никакой настройки. Приемник покрывает примерно от 5 до 10 МГц и потребляет

70 мА. Он может быть использован с обычной КВ антенной. Звук в наушниках достаточно громкий. На динамик тоже что-то слышно, но для комфортного прослушивания все же не хватает отдельного УНЧ. Помимо вещательных АМ-радиостанций нередко удается принять и телеграф на радиолюбительских диапазонах.

Впрочем, невероятных чудес от такой простой схемы ожидать не следует. Она принимает далеко не все радиостанции (низкая чувствительность), а иногда принимает две одновременно (низкая избирательность).

Заключение

Основное преимущество регенеративного приемника заключается в минимальном количестве необходимых компонентов. Когда приемники делали на лампах, и лампы стоили дорого, это было актуальной проблемой. Недостатки у регенераторов следующие. Во-первых, в общем случае схема может работать нестабильно. Во-вторых, регенеративные приемники излучают в эфир. В наши дни регенераторы имеют разве что историческую и образовательную ценность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector